“Неофициальное искусство”
Термин появился после того, как прошла знаменитая выставка в 1962 году. Событие было посвящено 30-летию МОСХа. Один из организаторов “Бульдозерной выставки” - А. Глезер - вспоминает, что художники, которые участвовали в жизни МОСХа и Академии художеств не столь активно, подвергались чаяниям правительства и интеллигенции. В период с 1954 по 1962 год выставлялись молодые художники, работы которых не проходили процедуру цензурирования официального жюри. Появлялись творческие группы, которые были объединены школой, замыслами или общей идеей.
Ситуация изменилась в 1960-х. Эти года стали мало продуктивными в развитии либерализма в художественных институциях государственного уровня. Ю.Герчук назвал происходящее “кровоизлиянием в МОСХ”, и за этим последовало преследование неформальных художников. Не заставила долго ждать себя и волна эмиграции творческих людей, также были введены профессиональные ограничения.
Одним из таких ограничений для творческих людей стала инструкция, выпущенная Моссоветом в 1969 году. Она предусматривала проведение выставок художниками только после того, как они получат официальное разрешение в МОСХе. Другими словами, чтобы провести легальную выставку своих произведений, художнику нужно было принадлежать к государственной институции. Но это не единственное условие. Ему также нужно было получить так письменное и заверенное одобрение. Противостоять такому ограничению не получалось - в Институте международных отношений выставка продлилась почти 45 минут, а выставка в Доме Архитектора - всего лишь 15 минут.
Сейчас мы понимаем, что “Бульдозерная выставка” служила такой себе провокацией для тех, кто устал прятаться в своих квартирах и планировал не только найти единомышленников, но и заявить о себе с помощью западных СМИ. Такое решение было вынужденным - творческие люди пытались противостоять официальным ограничениям. Инициатором подобной идеи стал лидер Лианозовской группы - О. Рабин - который пришел к такой мысли в 1969 году. Но реализовать ее удалось только в 1974 году.
Как все происходило?
Занимаясь подготовкой мероприятия, лидер принял во внимание на официальные процедуры. Были прошения о том, что провести выставку картин маслом на холсте в помещении, затем предупреждения о том, что ее разместят на пустыре на том месте, где пересекаются улицы Островитянова и Профсоюзная. Запланированная дата мероприятия - 15 сентября 1974 года. Художники ответственно подошли к делу, внимательно выбирали картины для выставки. Все картины проходили тщательный осмотр и выбирались только тогда, когда творческие люди подтверждали отсутствие антисоветской пропаганды в работе. Представителям иностранной прессы были разосланы приглашения на выставку.
Что же происходило в итоге? Художников разогнали. Этот инцидент был показан в западной прессе как масштабное побоище, что напрямую показывало, как советская власть относится к творческим группам. Пользу это событие все же принесло. Осветление мероприятия в западных средствах массовой информации позволило решить проблему.
Могли ли все быть по другому?
За месяц до упомянутой нами выставки картин маслом произошло еще одно событие. А.Попов, арбатский дворник, отравился на Гоголевский бульвар с Комсомольского проспекта, погрузив все, что ему нужно, в повозку-арбу. И шум, который производил транспорт, и непосредственно его внешний вид привлекали внимание прохожих. Зафиксировать такое уникальное передвижение по городу удалось другу Попова, фотографу С.Миллеру, который сделал фото, но не публиковал его нигде в дальнейшем.
Прибыв к пункту назначения, художник Попов начал развешивать свои картины между деревьями. Был солнечный и теплый вечер августа, легкий ветер играл с кронами деревьев, создавая интересные тени. Именно на это и рассчитывал Попов.
Прохожим понравилось, кому-то было любопытно, кто-то стеснялся смотреть на творчество. По скольку никаких замечаний не было, ровно, как и предпосылок на мятеж, художника отпустили. Штраф за нарушение общественного порядка и спокойствия не выписывали.
Вывод следующий - практически одновременно были проведены две выставки, но их последствия кардинально разные. “Бульдозерная выставка” стала поводом к изменениям. Советская власть начала более либерально относится к художественному сектору. На выставке, организованной Поповым, не было представителей западных СМИ, были только местные граждане. Здесь все было сведено к тому, чтобы понравится жителям города, заявить о себе и показать свои работы.