На первый взгляд может показаться, что искусствовед - человек, который пишет изящные, полные эпитетов тексты о том, что художник показал на бумаге. Также кто-то может думать, что люди этой профессии только пишут истории из жизни художников, составляют интересные факты или описывают сюжеты картин. Конечно, попадая в медиасреду они могут оказаться под воздействием обстоятельств и специально придумать что-то такое, чтобы завлечь зрителей.
Но на самом деле искусство - единственное, что исследуют искусствоведы. Понятие довольно обширное. Искусство - это и картина с пейзажем, и фотография, и театр, и скульптура и многое другое.
Интересно, что искусство не существует само по себе. Оно постоянно взаимодействует с культурой, экономикой, политикой и социумом. Получается, что и искусствоведы изучают искусство под кардинально разными углами, используют различные методы и проводят анализы.
Метод - инструмент. И у представителей разных профессий свои инструменты, соответственно, и свои методы. Например, искусствовед может анализировать формы, которые так знакомы зрителям - изучать, как художник работает со светом, фактурой, объемами, оттенками, пространством и т.д. Здесь используется метод формального анализа.
Еще искусствовед может проводить анализ того, как на выбор художника повлиял историко-культурный контекст. Что касается выбора художника, это может быть абсолютно все - и способ показать персонажей, и формат произведения, и композиция, и размер и многое другое.
Социальная история искусства - популярный в наши дни метод, которым пользуются искусствоведы. Здесь специалист анализирует то, как художественный рынок и заказчик определили выбор инструмента художника. Историки искусства ориентируются на методы из схожих областей. Так на искусство смотрят через призму феминистских исследований, постколониального дискурса и т.д.
Обычно историк, который изучает искусство, обращается и работает с источниками - с архивными или неопубликованными и опубликованными.
В результате получается, что искусствовед должен уметь работать одинаково хорошо и с текстами, и с визуальным материалом. Текст нужен для восстановления статистических данных о художниках и их творчестве. Например, стоимости работ, годах жизни, количестве написанных работ и т.д. Но также важно уметь определять задачи, которые были перед художником тогда, когда он создавал свое произведение искусства, какие функции были реализованы, каковым было отношение мастера к своему творчеству, творчеству его предшественников и современников. Список вопросов, на которые поможет ответить источник, не ограничен.
Если искусствовед реконструирует среду, в которой мастер создавал свое произведение, он сможет перевернуть понимание сути работы и понять, как формировался художник, его ценности и творческий потенциал. Отдельной темой выступает реконструкция взгляда зрителей, как и попытка отдалиться от современного понимания искусства. Например, картина Тициана “Венера Урбинская”, кажется, создавалась для удовлетворения и приятной для глаз картинки. Эта картина воплощает в себя эротические и даже откровенные элементы. Но когда искусствовед проанализировал миропонимание зрителей того времени и изучил контекст, стало понятно, что эта картина - наставление невесте перед свадебной церемонией. И на полотне изображена не невеста, а абстрактная богиня, дающая наставления молодой девушке. В результате получается, что картины в стиле ню зрители разных веков воспринимали по-разному.
Работа искусствоведа схожа с детективной деятельностью. И детектив, и искусствовед ищут мотивы, предполагают, почему были сделаны те или иные действия и приходят к разгадке. Вот только клиенты искусствоведов жили несколько десятков, сотен или даже тысяч лет назад. А их мотивы к написанию, стремления или пожелания изучают только сейчас.
Главная улика для искусствоведа - непосредственное произведение. Специалист собирает улики и смотрит, насколько они связаны между собой. Специалист, который изучает историю искусства, обычно критикует улики, убирая те, что сразу вызывают сомнения или подозрения. Он читает между строк, переспрашивает, заново общается со свидетелями, читает дневники или зовет на интервью тех, кто был причастен к этому делу. Часто свидетели отсутствуют, потому искусствоведы обычно занимаются очень давними произведениями, которые не так воспринимаются современными зрителями, как зрителями тех времен.
Искусствовед - профессия, для которой нужны навыки критического мышления, аналитические навыки, умение работать с разными источниками информации - визуальным материалом и текстом. Также важно уметь связывать всю полученную информацию. В заключение можно сказать, что искусствовед - связующий между произведение искусства и современным зрителем. Интересно то, что зачастую два этих понятия отделяют как минимум десятки лет.