Непросто было коллекционерам во времена Советского Союза. Им нужно было постоянно пребывать в сообществе художников и своих коллег, иначе можно было пропустить ценную информацию, необходимую для своей собственной коллекции. Как вариант пополнения подборки - поиск интересные вещей в комиссионных магазинах. Но обычно если там и были вещи, привлекающие внимание коллекционеров, то они нуждались в реставрации или были низкокачественными. Но многие не отказались от такого способа пополнения коллекции. Можно было предоставить владельцу магазина небольшой взнос, и он мог бы сообщать о появлении интересных вещей. Но с тем самым росли и шансы получить славу “коррупционера”. Коллекционерам также было нежелательно продавать товары дороже, чем они были куплены им в магазине. Ведь так можно было заполучить еще и звание “спекулянта”. Если же получалось попасть на международные выставки и были документы на то, чтобы вывезти временно из страны экспонаты, стоило опасаться внимания иностранных газетчиков. Как только зарубежные знатоки искусства оценивали коллекцию и устанавливали стоимость, сотрудники ГПУ сразу начинают спрашивать о том, откуда деньги на покупку. Также был высокий риск попасть в неприятную и даже опасную ситуацию - стать жертвой нападения или ограбления. После того как такое случалось, ценные предметы вновь попадали к комиссионерам.
Но даже тогда можно было выполнять определенные действия для того, чтобы не нарваться на неприятности и продолжать заниматься любимым делом. Например, можно было коллекционировать то, что никому не кажется интересным или ценным. В качестве яркого и реального примера рассмотрим коллекцию Георгия Костаки.
Немного о нем
Будучи сыном греческого эмигранта, Георгий работал то шофером, то сторожем при иностранных посольствах в начале 1930-х. Как вспоминает он сам, работа на то время была престижной. У Георгия не было полного образования и он недоумевал по поводу того, как же его взяли на работу. За время работы ему удалось собрать коллекцию “старых мастеров”. Когда началась война, Костаки пришлось продать часть своих экспонатов для того, чтобы прокормить семью. Еще часть коллекции была украдена. Но со временем коллекционер утратил интерес к своим “старым мастерам”, и после войны распродал почти все свои экспонаты. Но на этом его карьера коллекционера не закончилась. Костаки начинает коллекционировать картины в стиле авангард.
Коллекция авангарда у Костаки
Важно отметить, что о живописи периода 1940-1950-х годов в Советской Союзе старались умалчивать. Музеи не выставляли работы авангардистов в свои галереи, а прятали их в качестве запасников. Если семье принадлежала картина, члены семьи старались не распространяться об этом. Художники, которых поймали в “формализме”, пытались вклиниться в стабильный порядок “социалистического реализма”.
Костаки пришлось обратиться за помощью к знаменитому искусствоведу Н.Н.Харджиеву, который должен был помочь с поиском информации. Специалист ответил, что на то время авангард остался вне внимания, и с ним покончено раз и навсегда. Харджиев также сказал о том, что это направление искусства запретили с 1932 года, его не показывают в музеях, а интерес общества к нему навсегда утерян. Георгий Костаки внимательно выслушал ответ искусствоведа, но остался при своем мнении - он попросил перечислить художников-авангардистов и решил действовать самостоятельно.
В списке значилась Л.С.Попова. Одну из ее картин Георгий нашел у брата Поповой. Интересно, но брат использовал картину для того, чтобы закрыть окно сарая и купил ее взамен на кусок фанеры такого же размера.Еще одна картина - “Восстание” - была написана К.Н.Редько, и была спрятана вдовой художника под шкафом. Костаки получил эту картину в подарок. Начались 1950-е годы и Георгий подружился с семьей В.В.Кандинского. Он покупал работы у знакомых, соседей и других коллекционеров. Лично познакомился с А.М. Родченко и Р.Р. Фальком. Затем отправился во Францию, чтобы застать и лично познакомиться с основателями авангарда - М.Ф. Ларионова, М.С. Шагала и Н.С. Гончарову.